ВВЕДЕНИЕ

Сэру Джону Вудроффу (Артуру Авалону) во многом удалось смахнуть паутину невежества, окутавшую философию и практику Шакта. Сдержанный индийский ум, в котором глубоко укоренилось предубеждение против тантр, ясно осознал, насколько они замечательны, после первопроходческой работы этого великого иностранца. Изданием подлинных санскритских текстов и публикацией статей по разным вопросам шактизма он показал, что этот культ имеет под собой глубокую философию и что в предлагаемой им технике богослужения нет ничего иррационального или обскурантистского.

Философия шактизма относится к недуализму (адвайта) , так же как и кашмирский шиваизм. В обеих системах высшая Действительность — это Шива-Шакти. Шива и Шакти неразличимы, они — одно. Шива — статичное сознание (чит) , Шакти — динамичное сознание (чидрупини) . Шива — это чистое сознание, основание всякого существования. Через свою Пара Шакти он осуществляет проявление Вселенной. Он — единственная и всецелая причина мира. Однако причиной он становится не через статический, а через динамический аспект, о котором говорится как о его женской части. Основное различие между кашмирским шиваизмом и шактизмом заключается в том, что в то время как первый выделяет аспект Шивы, второй больше подчеркивает аспект Шакти. Между философией Шайвы и Шакты, с одной стороны, и адвайта-ведантой — с другой, существует большое сходство. Адвайта тоже учит, что конечная действительность не двойственна и что по природе своей она чистое сознание. Но для адвайты мир-событие нереален. Мир, согласно адвайте, есть майика, иллюзорная видимость. Теория иллюзорности мира называется виварта-вада. Соответствующее учение школ Шайвы и Шакты известно как абхаса-вада. Согласно этому взгляду, Вселенная состоит из видимостей, которые все реальны в том смысле, что все они — аспекты конечной действительности.

Развитие считается результатом самодвижения (спанда) Шива-Шакти. Это движение бога, приносящее различение слова (шабда), предмета (артха) и познания (пратьяйя) . По сути, это три аспекта изначальной божественной энергии. Причинный импульс божества заставляет их исторгаться из него самого. Мир звуков, вещей и мыслей — это самовоплощение недвойственного Духа.

Линия развития идет от тонкого к грубому. Действительность в себе — Пара Шива — трансцендентна, она — вне уровней материи, жизни и ума. Она — без частей (нискала), без действия (нискрийя) , не ухватывается ни словом (ашабда) , ни умом (аманска) . Та же Действительность как причина мирового процесса называется Парамешвара (Высший Повелитель). Из Парамешвары появляются сначала пять категорий чистого (шуддха) творения; затем начинается процесс ограничения, состоящий в исхождении тридцати одной категории нечистого (ашуддха) творения.

Пять категорий (таттв) чистого творения — это: 1) шива-таттва, 2) шакти-таттва, 3) садашива-таттва или шадак-хья-таттва, 4) ишвара-таттва и 5) шудхавидъя-таттва. Первая, шива-таттва, является первой в порядке мирового развития. Здесь преобладающий аспект силы — сознание (чит). Вторая, шакти-таттва, не подчиняется первой, скорее ее надо рассматривать как сочетающуюся с ней и проявляющуюся в основном в аспекте блаженства (ананда) . Третья, садашива-таттва, — ступень, на которой начинается опыт бытия (cam) . Здесь преобладает воля (иччха) . На следующей ступени, ишвара-таттва, главной оказывается сила знания (джняна), ТА на последней стадии, шудхавидъя-таттва, преобладающее влияние имеет сила действия (крия). Трактуемые философски, эти пять ступеней, или категорий, представляют последовательную дифференциацию в чистом опыте, который впоследствии служит основанием развития множественной Вселенной. Вначале есть только неразличающий опыт. Затем Шакти вводит в него состояние различения. Когда мы достигаем садашива-таттвы, опыт вида «я есть это» возникает с выделением я. На следующем уровне, в ишвара-таттве упор — на «.это»: «это есть я» . Чтобы могла возникнуть Вселенная умов и предметов, «это» и «я» должны быть уравновешены. Именно это достигается на ступени шудхавидьи. Здесь в опыте «я есть это» две стороны уравновешиваются. В этом опыте есть действие и движение мысли.

До шудхавидьи мы имеем дело только с идеальным творением. После этого при помощи майи начинается актуальное творение — творение, называемое нечистым. Майя, первая из тридцати одной категории нечистого творения, есть сила сокрытия. Она скрывает бесконечный дух и делает возможным возникновение множества душ и вещей. Безграничный опыт ограничивается как в отношении того, кто производит опыт, так и в отношении того, что подвергается опыту, в отношении «я» и «это». Следующие пять категорий, называемые «канчука» (ограничители), указывают, как происходит ограничение. Кала — временное ограничение. Нийяти — ограничение в отношении пространства. Раджас — привязанность к конкретным вещам. Видъя — ограничение знания. Крия — ограничение действия. Как бы обернутая в эти канчука, появляется душа (пуруша) . Это седьмая категория. Восьмая — пракрити — соответствует ограничениям с объективной стороны. Из нее появляется все остальное, почти как в схеме санкхья. Последовательно проявляются буддхи (интеллект), ахамкара (индивидуация, или эгоцентризм) и манас (ум). Из ахамкары помимо манаса развиваются пять органов чувств (джняниндрии), пять органов действия (карминдрии) , и пять сутей элементов (танматр) . Из последних пяти исходят пять грубых элементов: эфир, воздух, огонь, вода и земля.

До сих пор мы говорили о развитии мира вещей (артха-пра-панча) . Следует заметить, что сходное развитие идет и в мире звуков (шабда-прапанча) . Здесь Парамешвара — это Шабда-Брахман, а весь мир рождается из Шабда (Шабда-прабхава) . Здесь линия развития идет тоже от тонкого к грубому. Подобно пяти категориям чистого творения существует пять ступеней эманации звука. Первая — пара, абсолютно высшая и тонкая. Вторая — пашьянти, менее тонкая и все еще недифференцируемая. Третья — мадхьяма, более грубая и недифференцированная, хотя не артикулируемая. Артикулированный звук называется вайкхари и бывает двух форм: тонкий и грубый. Из вайкхари появляются все буквы (варна), слоги (пада) и предложения (вакья) .

Пара, пребывающая в шива-таттве, представляет первое движение шабды. Она называется также нада-таттва. Пашьянти находится за шакти-таттва, которая известна еще как бинду-таттва. Нада и бинду составляют конечную потенцию творения. Из них возникает трибинду, или камакала, корень всех мантр. Три бинду — белая (сита) , красная (шона) и смешанная (мишра) . Эти бинду — порождения относительно изначальной маха-бинду. Их называют еще бинду, нада, биджа, которые выражают соответственно пракашу (сияние), вимари-шу (различие) и пракашу-вимаришу (их комбинацию) — аспекты Силы Повелителя. В ритуале тантрики они обозначены как каранатритайя (три ступени). Трем бинду есть множество соответствий, например: 1) Луна, Огонь и Солнце; 2) иччха, джняна и крия; 3) Вама, Джьестха и Раудри; 4) Брахма, Вишну и Рудра. Три бинду символически составляют углы треугольника. Это иччха (желание), джняна (знание) и крия (действие) вселенского существа, представленного Луной, Огнем и Солнцем, ответственными за творение мира. О Солнце говорят как о Каме, а о Луне и Огне — как о Кале. Следовательно, великий треугольник — это Камакала. Из него появляются тонкие шаб-да, называемые матрика (маленькие Матери), а из тех — грубые шабда, а именно буквы (варна) , слоги (пада) и предложения (вакья) .

Три линии, составляющие треугольник Камакала, названы именами Брахмы, Вишну и Рудры. Буквы санскритского алфавита распределены так: 16 букв, начиная с а, — на линии Брахмы; 16 букв от ка — на линии Вишну; 16 букв от тха — на линии Рудры, а оставшиеся три буквы ла, ха и кса — по трем углам.

Шабда обладает природой варн (буквы) и дхвани (звуки). Последние можно считать проявлениями первых. Каждый элемент, или категория, Вселенной имеет свой собственный естественный звук, называемый биджа (семя). Например, звуки пяти элементов: эфира, воздуха, огня, воды и земли — это хам, йам, рам, вам и лам соответственно. Типичные звуки вечны, * Здесь нада — это нада = результат так же, как и отношение между ними и их предметами. Эти звуки могут образовывать мантры либо сами по себе, либо путем взаимных сочетаний друг с другом. Мантра называется так потому, что она спасает того, кто медитирует над ее значением. Каждая мантра имеет своего девату, и каждый девата имеет свою мантру. Например, мантра Матери Кали — крим, а мантра Майи или Шакти — это хрим. Значение хрим, таким образом, представляется буквами ха, ра, и и ма, соответствующими акаше (эфиру), агни (огню), ардханаришваре и надабинду. Даже слово «ахам» представляет собой мантру: а - Шива; ха = Шакти; а + ха (с надабинду, т.е. м) = ахам = я. Процесс дыхания, состоящий из вдоха и выдоха, составляет мантру, хам + са. Королева всех мантр и их источник — Ом, составленная из букв а, у, м. О значении Ом и о технике медитации над Ом написано много книг. Существует также великое учение о Матери Мира, носящей гирлянду знаков.

Мантра-садхана составляет существенную часть духовной дисциплины. Самый действенный способ постижения деваты - через биджа-мантру. Когда же ищущий обращается к высшей из всех мантр, т.е. к Ом (пранава) , и медитирует над ним, он достигает в конце концов цели жизни — мокшу.

Мадрас
18 марта 1955 г.
Т. М. П. Махадеван
профессор, М.А., Ph.D.
Мадрасский университет


назад

дальше

на главную страницу