Лекции по практике. Свами Лакшман Джу

(Из книги Джона Хьюза "Самореализация в Кашмирском Шиваизме. Устные наставления. Свами Лакшман Джу")


Вторая лекция
    Я объяснил, что есть два средства для размещения в вашей асане и практикования пранаямы: аджапа-гаятри-анусандхана и чакродая анусандхана. Здесь слово асана значит поддержание полного, всегда свежего осознавания при вдохе, выдохе и между ними на их центре (мадхьямам пранам). Спонтанное утоныиение дыхания (пранаяма) происходит посредством размещения в вашей асане и вызывает вхождение в четвертое состояние (турья).
    Ранее я сообщил, что из-за сложности в практиковании аджапа-гаятри вы начинаете с чакродаи. В этой практике вдох и выдох должны быть долгими, медленными и со звуком. Долгие и медленные вдохи и выдохи не занимают столь много пространства. Быстрые и короткие вдохи и выдохи занимают больше пространства. Чем длиннее и медленнее дыхание, тем меньшее пространство оно занимает, тем быстрее результат.

Каллата сказал:
тутипатэ сарваджнятвасарвакартритвалабхах
Посредством уменьшения охвата вашего дыхания по одному тути вы станете всеведущим и всесильным.

    Движение дыхания занимает шестнадцать тути от его внутренней начальной точки в сердце до его внешней конечной точки.
Один тути равен по величине пространству, занимаемому двумя с четвертью пальцами, сложенными вместе. ( 1 тути — 2,25 (два с четвертью) пальца (по ширине). 16 тути = (16 х 2,25) = 36 пальцев = (3x12) (три двенадцатки). Первая двенадцатка — от сердца до горла — 12 пальцев (по ширине пальца) = 3 кулака (1кулак = 4 пальца по ширине). Вторая двенадцатка - от горла до носа. Третья двенадцатка - от носа во внешнее от тела пространство по линии дыхания (прим. перевод, на рус. яз.)
В некоторые моменты дыхание может занимать семнадцать тути. Например, когда вы очень боитесь и очень быстро бежите, дыхание занимает больше пространства.
    В практике чакродая дыхание должно занимать минимальное количество пространства. Во время практики нужно, чтобы вы могли слышать звук дыхания при вдохе и выдохе. Звук вашего дыхания должен быть достаточно громким, таким, что сидящие рядом могли бы его слышать.
    Есть две различные точки зрения на то, как практиковать чакродаю. Некоторые говорят, что при дыхании вдыхать и выдыхать надо горлом. Другие говорят, что вдыхать и выдыхать надо сердцем. Те, кто говорят, что вдыхать и выдыхать надо сердцем, неправы. Это - очень опасная и смертельная процедура. Эта практика может произвести такой мощный и интенсивный жар, что на сердце будет оказано неблагоприятное воздействие, и оно будет повреждено. Вы можете умереть в течение нескольких недель. Поэтому при практике чакродаи вдыхать и выдыхать надо горлом, а не сердцем.
    Посредством практики чакродаи ваша асана устанавливается и ваше дыхание (прана) становится более тонким. Тогда начинается пранаяма, и вы самопроизвольно достигаете входа в четвертое состояние (турью). Это четвертое состояние (турья), которое не является ни бодрствованием (джаграт), ни сном со сновидениями (свапна), ни глубоким сном (сушупти), существует в местах соединения между этими тремя состояниями: между бодрствованием и сном со сновидениями, между сном со сновидениями и глубоким сном и между глубоким сном и бодрствованием.
    Теперь, хотя ваше дыхание и является в высшей степени тонким, оно продолжает двигаться внутрь и наружу. Ваше осознавание полное. Вы не чувствуете головокружения или вялости. Эти ощущения уходят тогда, когда вы достигаете входа в турью. В вашем духовном путешествии вы теперь находитесь в месте, где пранаяма переходит в пратьяхару. Здесь действие (карма) не существует для вас. Органы действия (кармендрии) становятся бессильны. Вы не можете двигать руками или пальцами, вы не можете двигать ногами или ступнями, открывать глаза и даже моргать. Что касается действий и деятельности, вы не можете делать ничего. Вы слышите внешние звуки, но неотчетливо. Они не привлекают вашего внимания. Вы не вовлекаетесь в них. Они появляются для вас как отдаленный шепот.

ратхйам гаманэ тринапаранадиват
Когда вы идете по тропинке, вы воспринимаете все подробности ландшафта: траву, деревья, облака, — но они не оставляют впечатления в вашем уме. Таким образом вы должны действовать в этом мире. Делайте все, но оставляйте впечатления позади.

    Когда вы идете, вы не замечаете падения листьев или движения облаков в небе. Таким же образом и духовный искатель, который вошел в состояние турьи, не связан с внешними событиями, происходящими вокруг него. Это — совершенное состояние пранаямы. Внешнее путешествие в бодрствовании, сне со сновидениями и глубоком сне закончилось, и началось внутреннее путешествие в четвертом состоянии.
    Это внутреннее странствие будет долгим и трудным. Поэтому я советую вам не завидовать вашему духовному брату или сестре. Будьте свободны от алчности и ненависти. Этот путь извилист, как путь лабиринта. Сосредоточьтесь только на вашем путешествии. Не ищите недостатков и не сравнивайте себя с другими. Любовь — это ответ и ключ. Благодаря любви вы сможете найти путь через этот лабиринт. Это — очень трудное путешествие, и цель достигается нелегко.

кшурасйа дхара нишита дуратйайа дургам патхас тат кавайо ваданти
Святые и мудрецы древности учили, что путешествие по пути духовности очень трудное. Оно подобно ходьбе по лезвию чрезвычайно острого меча.
            Катха Упанишад 1:3.14
    В начале этого внутреннего путешествия, в состоянии пранаямы, вы будете ярко переживать пять тонких элементов (тан-матр): тонкое слышание (шабда), тонкое касание (спарша), тонкое видение (рупа), тонкий вкус (раса) и тонкий запах (гандха). Поскольку вы медленно вдыхаете и выдыхаете с полным осознаванием, как проинструктировал вас ваш Учитель, эти элементы атакуют ваши пять чувств, и вы ощущаете их ярко и ясно. Переживание этих пяти тонких элементов чрезвычайно сильно и наполнено чувственным наслаждением. Оно превосходит переживание самого прекрасного звука, самого приятного касания, самого красивого образа, самого изысканного вкуса и самого ароматного запаха. Будучи таковыми, эти переживания являются столь привлекательными, что они чрезвычайно отвлекают. Но эти переживания не должны отвлечь вас. Вы должны продолжать ваше путешествие к пратьяхаре.
Возлюбленный Шанкара сказал:

пранайамах са уддиштто йасманна чйаватэ пунах /
шабдадигунавритирпа четаса хйанубхуиатэ //
тйактва там правишвддхама парамам татсвачетаса /
пратйахара ищи проктах

Когда во время медитации вы переживаете божественно произведенные внутренние тонкие элементы, пройдите через них, с сильным осознаванием сделайте ваш ум не обращающим на них внимания и войдите в Высшее Состояние Божественного Сознания. Это есть пратьяхара
          Нетра Тантра 18:13—14

    В состоянии турьи вы умственно ощущаете присутствие пяти тонких элементов (танматр), но вы не должны потакать этим пяти соблазнам. Вы должны полностью игнорировать их и еще более глубоко установиться в своем собственном однонаправленном осознавании. Это установление называется пратьяхара. Это — завершение внешнего мира и вхождение в высший внутренний мир. Там не существует никакой темноты. Это — сам свет. Ваше дыхание движется к пратьяхаре. С решительностью и энергичностью вы должны пытаться достичь входа в то высшее состояние медитации. Вы не можете войти в него физической силой, только силой ума.

бхавапашаникринтаках
Пратьяхара рассекает рабство сансары.
Нетра Тантра 8:14

ритамбхара татра праджня//
Там вы обнаружите ваш разум наполненным Высшей Истиной.
          Йога Сутра 1:48

    В пратьяхаре разум (буддхи) наполняется Истиной (ритамб-хара). Все, что является ложным, неистинным, не может существовать там. Там вы обнаружите только Истину и Свет. Ваше путешествие в турье продолжается. До этого момента, происходит движение вашего дыхания в медитации (абхьяса).
    Теперь ваше дыхание заканчивается, и путешествие к освобождению подходит к созерцанию (дхьяна).

дхигунансаматикрамйа нирдхейам парамам вибхум / дхйатва дхйэпам свасамведйам дхйанам тачча видурбудхах //
Когда вы проходите внутреннюю божественную чувственную область, вы должны сфокусировать свой ум на том высшем всенаполняющем Божественном Сознании. Тогда спонтанно Высшее Божественное Сознание засияет перед вами. Это есть созерцание (дхьяна,).
          Нетра Тантра 8:15

    Ранее я рассказал вам, что когда вы входите в состояние Я, пять органов действия (кармендрии) становятся бессильными. Они прекращают функционировать. По достижении входа в состояние пратьяхары пять тонких элементов (танматры) устраняются. Дыхание также перестает функционировать, когда оно входит в центральный канал (сушумна-нади). В этот момент ваше путешествие медитации заканчивается. На это состояние невозможно концентрироваться; оно удерживается самопроизвольно. Об этом есть древнее кашмирское поучение, которое передавалось из уст в уста от поколения к поколению:

Пусть у меня будет сила делать там, где нечего делать. Пусть у меня будет сила созерцать там, где нечего созерцать.

Когда дыхание входит в сушумна-нади, это — начало путешествия созерцания (дхьяны).

йамавастхам самаламбйа йадайам мама вакшйати /
тадавашйам каришйе'ха-мити самкальпиа тиштхати //
тамашритйордхвамаргэна сомасурйавубхавапи /
саушуптападаванмудхах прабуддхах сйаданавршпах //

Когда йог внутренне подтверждает, что он будет делать все, что состояние Божественного Сознания изволит, и когда он завладеет спанда-таттвой, его дыхание входит в центральный канал и вновь поднимается в урдхва-марга как кундалини. Здесь также он должен оставаться бдительным и осознающим, иначе он войдет в состояние сна.
          Спанда Карика 1:23—24

    Здесь маленькое я, ограниченное я, покорено. Состояние дыхания - вдох и выдох - переходит в состояние дыхания как такового (пранана) и становится им. Ищущий становится воплощением дыхания (пранана). Его кровь циркулирует так медленно, что врачи не могут установить пульса. В этот момент его тело заряжено, как будто ударом электрического тока. Но удар, который ищущий переживает на этой стадии, заряжен не страхом и смертью, а блаженством и радостью. Ищущие могут переживать это дыхание по-разному, и поэтому вы должны быть сознающими и осторожными, чтобы не быть введенными взаблуждение. Не сравнивайте свое переживание с переживанием других.
    В Тантралоке говорится, что если Учитель возвышен и если ученик полностью подготовлен, тогда Учитель может помочь своему ученику. Иначе же, если ученик не является реально подготовленным, то Учитель не может должным образом помочь и возвысить его.
    Потрясение блаженства и радости, переживаемое ищущим, называется инициацией пронзения (ведха-дикша). Эта инициация - точно как просверливание дыры в объекте. Переживание этого блаженного потрясения — это одна из форм реализации, и это — одна из фаз, проходимых на пути к освобождению. Эта фаза называется проникновение Я (атма-вьяпти).
    Наши Учителя учили нас, что ищущий может переживать это радостное потрясение блаженства как шесть различных качеств пронзения (ведхи): шакти-ведха, бинду-ведха, бхуджанга-ведха, бхрамара-ведха, нада-ведха и мантра-ведха. Все эти пронзения пребывают в высшем движении дыхания, известном как прана-кундалини.
    Пронзение блаженной силой дыхания переживается в шакти-ведха как энергия. В бинду-ведха оно переживается как сексуальное блаженство. Если наслаждение, переживаемое парой в высшей точке их любовных ласк, увеличено в миллион раз, то даже такое наслаждение не сравнится с блаженством, ощущаемым тем, кто переживает бинду-ведха. В бхуджанга-ведха это пронзение переживается как подъем кобры; в бхрамара-ведха оно переживается как жужжание шмеля. В нада-ведха оно переживается как звук. В мантра-ведха оно переживается как знание мантры Ахам (Я). В путешествии к освобождению движение дхьяны существует в этих шести ведхах.
    Есть также и седьмая, высшая ведха. Эта ведха, известная как пара-ведха, не существует в дхьяне. Это пронзение пребывает в высшем пробуждении, известном как чит-кундалини. Здесь ищущий пребывает в состоянии совершенного Божественного Сознания.

дхарана параматматвам дхарйатэ йэна сарвада /
дхарана са винирддишта бхавабандхавинашини //

Когда вы устанавливаете ваш ум во внутренней реальности Божественного Сознания, это есть дхарана. Эта дхарана — это не только быть установленным во внутреннем Божественном Сознании, но также во всех действиях вашей мирской жизни. Это — истинная дхарана.
          Нетра Тантра 8:16

    Теперь, с завершением инициации пронзения, начинается путешествие дхараны. Эта инициация побуждает вас к путешествию дхараны, путешествию настраивания. Ваше сознание становится наполненным и настроенным реальностью и истиной, что все это мироздание есть только Бог. Ничто не переживается как существующее вне Бога. Это — объединение вашего индивидуального Божественного Сознания с Универсальным Вселенским Божественным Сознанием.
    В этот момент в органы действия снова вливается сила. Они возобновляют свою деятельность. Ваше дыхание возобновляется, и вы движетесь вовне во внешнее переживание; однако при движении вовне вы остаетесь в состоянии турья. Движение вовне, в переживание, когда вы остаетесь в состоянии турьи, известно как крама-мудра. Вы начинаете переживать состояние Вселенского Божественного Сознания. Однако вы будете переживать его, только если вы остаетесь наполненным активным осознаванием.
    Объединение индивидуального Божественного Сознания и Вселенского Универсального Божественного Сознания ведет к тому высшему состоянию, где Божественное Сознание переживается непрерывно во всех состояниях: бодрствования, сна со сновидениями и глубокого сна. Это — высшее состояние полноты при пребывании в теле, и называется оно джагадананда.


Перевод с английского Г.Абрамов, 2003г. По изданию 2004 г Москва ПБОЮЛ "Кравчук".
назад

на главную страницу