Опубликовано в журнале "Йога" №1 за 2006 год.
Рубрика: ХРОНИКА СОБЫТИЙ


СЕМИНАР РЕЙНХАРДА ГАММЕНТХАЛЛЕРА.

В декабре 2005 года в Кишиневе прошел тренинг-интенсив известного йога из Швейцарии - Рейнхарда Гамментхаллера. Рейнхард практикует по системе Дхирендры Брахмачари 25 лет. Йога в корне изменила его жизнь. В 27 лет Рейнхард приехал в Индию автостопом в поисках хорошей «травы», но нашел свой истинный путь. Он смог заменить «секс, наркотики и рок-н-ролл» на духовные практики. О том, как это произошло в его жизни, он рассказал сам. По просьбе Мастера публикуем его речь практически без изменений.

«Я был «плохим мальчиком». Я был хиппи, в моей жизни было много гашиша, приключений и недоразумений. Однако, после ряда неприятных событий, я начал осознавать, что такой образ жизни не то, что мне нужно – и решил заняться йогой. Однажды я рылся в книжном магазине и нашел книги Брахмачари. Я внимательно пролистал книги с асанами и понял, что вполне могу делать простые упражнения, а потом возможно, когда-нибудь дойду и до сложных вещей. Это было заманчиво, но книги стоили 20 долларов. Это было для меня так много, что сначала я не решился их купить. Несколько дней я думал, а потом все же нашел эту сумму. Я начал сразу выполнять упражнения из раздела сукшма-вьяямы и получил очень мощные ощущения. Я вдохновился и начал делать их по два часа в день. Мне очень понравился Гуру – Дхирендра Брахмачари. Я смотрел на его фото, ощущал положительную энергию и практиковал. Я чувствовал, что он мне помогает. И однажды случилось чудо. В мою дверь позвонил почтальон. Он принес посылку. Представьте себе мое удивление, когда я увидел от кого эта посылка. Там значилось, что посылка из Индии от Дхирендры Брахмачари. А ведь мы с ним тогда еще не встречались. В посылке были книги на английском языке. Переводы Хатха йога Прадипики, Гхеранда Самхита и другие. Я был очень впечатлен. С этого момента я окончательно утвердился в том, что он – мой Гуру. Если вы посмотрите внимательно, вы заметите, что даже мое имя и имя моего учителя состоят из одних и тех же букв.

Но практиковать было трудно. Когда нет денег на жизнь, то не хватает и времени для практики. И я начал искал, чем бы зарабатывать себе хорошо на жизнь. Мне сказали, что из меня вышел бы неплохой художник или дизайнер. Но для этого надо было учиться. И вдруг нашелся человек, который спонсировал мое обучение. Он давал мне по 900 долларов каждый месяц. Я как бы тратил эти деньги на обучение. Но на самом деле я не учился, а сидел дома и практиковал йогу.

Наконец я поехал в Индию. У меня был индийский журнал купленный в Швейцарии. Там была фотография дома моего Гуру и адрес. В два часа ночи я прибыл в Дели и направился по этому адресу. Улицы были пустынны. Я позвонил в дверь, но никто не появился.Я испугался, что приехал напрасно. Но через некоторое время раздались звуки шагов и дверь открыл человек. Он пригласил меня в дом и сказал, что меня ждали и для меня готова комната. Это было очень неожиданно. Дхирендры Брахмачари еще не было. Мне сказали, что я должен подождать дней пять. Я поселился в отведенной мне комнате на втором этаже и проводил в ней большую часть времени в напряженном ожидании. И вот однажды я услышал, как в ворота въехала машина. Я выскочил на балкон и прямо под балконом увидел белый мерседес. Дверь его открылась, оттуда показалась нога в старой-престарой сандалии. Потом из машины вышел человек весь в белом. Конечно же, я узнал его: он был такой же, как на фото в книге. Учитель вошел в дом. Я слышал как скрипели ступени лестницы: он поднимался наверх. А потом все затихло. Я был очень возбужден, я думал, вот сейчас с минуты на минуту меня позовут к Учителю. Но никто меня не звал. И так в тревоге я провел еще целый день, второй, третий. Все это время комната наверху, в которую ушел Гуруджи была с занавешенными окнами, и он оттуда не выходил. Я был в крайнем замешательстве, когда мне, наконец, сказали, что Гуру ждет меня. Когда я поднялся в его комнату, я увидел, что там был всего-навсего деревянный помост с покрывалом. По всей видимости, на нем Учитель и практиковал и спал. Я рассказал Учителю зачем я приехал и что практиковал по его книгам. Он сказал, что счастлив принять меня в качестве ученика. Он посетовал, что устал от множества неблагодарных людей, которые учатся кое-как и потом пропадают. Он сказал, что, по его мнению, я буду серьезным учеником. Он чувствует, что я хочу быть йогином и что у меня есть все шансы стать им.

После нашего общения Брахмачари предложил мне поехать в один из его ашрамов в Mantalai (Jammu&Kashmir). Я, конечно же, согласился. Но я не знал еще, что меня ожидает. Я практиковал сутками, спал всего по три-четыре часа. Было постоянно холодно. Утром я вставал до рассвета. До первой практики было необходимо сделать утреннее омовение и очистительные процедуры. Я обливался ледяной водой, стуча зубами. Первые пранаямы выполнял на рассвете. Вторая практика была в полдень. Третья – на закате, и последняя – в полночь. Только после нее я мог лечь поспать. Все это время я был один - Гуру не появлялся, чтобы дать мне какие-то указания. Я очень переживал, что может быть, я делаю не все правильно, но мне не у кого было спросить. Я узнавал у людей, которые были в ашраме когда приедет Учитель, они мне каждый день обещали – скоро приедет. У меня накопилось к нему очень много вопросов, но Гуру все не приезжал. От таких условий жизни я ослаб, и моя практика начала ухудшаться. Не было сил. Мне было просто необходимо больше спать, и у меня возникла мысль, что если я буду иногда пропускать практику, то никто не заметит. Со мной жила только большая белая собака, это была собака моего учителя. Она везде ходила за мной и караулила меня около двери моей комнаты. В конце концов, я понял, что я не смогу проспать практику – эта собака следит за мной. Эта собака и есть мой Гуру.

Я продолжал донимать всех окружающих вопросами, когда же приедет мой Гуру. И мне постоянно обещали, что он скоро приедет. Я был в негодовании. Как же так, у меня масса вопросов по практике, а его все нет!? Гуру на меня наплевать, решил я. А тут оказалось, что в ашраме есть библиотека, где можно взять прочесть трактаты по йоге - и я нашел там ответы на свои вопросы. Но все равно моя решимость таяла день ото дня, я чувствовал себя совершенно заброшенным.

Прошло около четырех месяцев. И вот однажды местные жители сказали мне, что Гуру уже едет. Я был так рад! Когда Гуру приехал, он опять не мог принять меня сразу. Я ждал целых пять дней. И даже тогда, когда меня пустили, наконец, к нему, он был слишком занят, чтобы уделить мне достаточно времени, ответить на вопросы. Он спросил лишь: достиг ли я в своей практике состояния, когда можно задерживать дыхание на 3 часа 48 минут? Я был в гневе. Я сказал, что из-за ужасных условий жизни моя практика только ухудшилась. Тогда Гуру поинтересовался у меня, может быть условия Индии вовсе не для меня? Может быть мне лучше вернуться в Швейцарию? Я был в шоке. Я убежал, я рвал книги, которые подарил мне Гуру и бросал их в грязь. Я раздобыл гашиш и сел его курить на крыше ашрама. Все могли меня видеть. Мой Гуру страшно не любил, когда кто-то курит. Я нарочно досаждал ему. Он сказал, что если я не прекращу игры с гашишем, то я попаду в такую опасную ситуацию, где он не сможет уже мне помочь. В общем, мы поссорились - и я уехал.

Я думал, что я теперь буду делать все что захочу. Меня разрывали желания. У меня было какое-то количество денег. Я поехал в Таиланд. Больше всего я хотел женщин, музыку и танцы. Я приехал туда, но вскоре время понял, что оказывается, я совсем не хочу ни женщин, ни музыки, ни танцев. Это было странно. Я вернулся в Швейцарию и продолжал курить и вести беспорядочную жизнь.

Но работы у меня не было, денег тоже. И однажды мне это надоело. Я подумал: в Афганистане хорошая трава и мне нужно поехать за ней. Но там шла война. Тогда я поехал в Пакистан. Там тоже была отличная трава. Я набил в сумку 12 кг гашиша и приехал в аэропорт. Конечно же, меня сразу повязали. У них по закону за 6 кг травы - смертная казнь. Так что я не мог надеяться больше ни на что. Я оказался в тюрьме - в комнате, битком набитой турками, которых регулярно били до крови. Я просидел там 10 дней. Все это время я молился: просил Гуру простить меня и практиковал йогу. Наконец, настал судный день. Меня привели куда-то, посадили. Я сидел, ждал приговор и затравленно смотрел на людей вокруг. И вдруг, среди шума и столпотворения появился мой Гуру. Он был как обычно в белой одежде, только выглядел несколько моложе. Он прошел мимо, даже не оглянувшись на меня, и скрылся в комнате, где был судья. Когда меня вызвали, все произошло очень странно. Судья сказал, что я ни в чем не виноват, что со мной все в порядке, подписал какие-то бумаги. В тот же день мне отдали мои вещи и посадили в самолет, который летел в Швейцарию. Вот тут я действительно понял, что все предыдущее было лишь испытанием. После этой истории я с благодарностью вернулся к своему Учителю. Он сказал, что теперь я могу начать по-настоящему учиться».

Наш автор - Ольга Любомирская побывала на семинаре и взяла у Рейнхарда интервью.

Первое, что меня потрясло при встрече с Рейнхардом - его удивительно теплый и дружественный взгляд. Кроме того, в свои 53 года он очень жизнерадостный, подвижный и открытый человек. Однако его практика – очень сильная, насыщенная и можно сказать экстремальная: бандхи, бхастрики, задержки дыхания, динамические серии, прогибы. Некоторые люди во время задержек дыхания в прогибах не выдерживали такого напряжения: отключались и падали. Глядя на них, Рейнхард спокойно говорил: «Ничего страшного, так люди учатся. На своих ошибках. Никогда не забывайте, что главное - ориентироваться на свои собственные ощущения и вовремя отдыхать». После практики мы пролежали час в шавасане, из которой каждый выходил по степени своей готовности, без специальных сигналов. Мастер в это время сидел над нами, не шевелясь в падмасане (позе лотоса). Во время перерыва мне удалось с Рейнхардом о многом поговорить.

- Вы говорите, что травмы и несчастные случаи обычно случаются из-за накопившейся плохой кармы. Ваш учитель – реализованный мастер погиб от несчастного случая. Как это понять?

- Мой Гуру знал, что это случится. Перед вылетом он предупредил тех, кто был рядом, что он в это место никогда уже не вернется. По-видимому, это было его сознательное решение. Он многим говорил, что его дела окончены.

- Но у него остались ученики, книга, которую он не дописал. Как же он решил уйти, оставив все это незавершенным?

- Может быть, он это сделал нарочно, чтобы оттолкнуть от себя тех, кто мог извратить его учение и злоупотребить им. Он мог выбрать уход как его Гуру - Махариши Картикея – уйти в самадхи в кругу учеников, мог взять пистолет и застрелиться. Это в конечном счете – не важно. Мой Гуру учил меня всегда изнутри. Он помогал мне практиковать и до нашей первой встречи в Дели и после того, как самолет разбился. Это деликатный вопрос, но моя связь с учителем, как я теперь понимаю, никак не зависит от того, есть он в физическом теле или нет. Что же касается недописанной книги, Гуру говорил, что те, кто освоит материал первой и второй книги, получат знание третьей автоматически внутри себя. Я готов написать эту третью книгу. Я даже планирую написать книгу, в которой будет и сукшма-вьяяма, и асаны, и пранаяма с мудрами. Дело только во времени.

- А что Дхирендра Брахмачари не оставил после себя приемника официально, и у него нет никого из учеников кто мог бы продолжать его линию в Индии?

- Я не знаю таких.

- Что случилось с многочисленными ашрамами по всей стране, в которых он преподавал?

- Их при жизни финансировала Индира Ганди. После того, как Дхирендра Брахмачари разбился, появилось множество претендентов на имущество этих ашрамов. Внезапно появились многочисленные гурубхаи (ученики того же учителя) и даже якобы родственники, которые претендовали на все это. Возникли проблемы. Тогда правительство вмешалось. Имущество конфисковали, ашрамы закрыли, личный дом опечатали. Позже ашрамы пострадали от разрушений.

- Бал Мукунд Сингх работает в государственном учреждении, институте йоги имени Морарджи Десаи. Он позиционируется как единственный официальный продолжатель линии Д.Брахмачари. Почему?

- Здесь важную роль сыграло то, что он является победителем йога-чемпионатов.

- Кстати, как вы относитесь к йога-спорту?

- Я думаю, что это извращение йоги. Просто это напоминает асаны. Но сам смысл – я могу больше, я могу сильнее, чем другой – это против духа йоги.

- Но ведь это вышло из давнего обычая в Индии. Там регулярно проводятся фестивали, где в программу входят публичные показы асан и определяется победитель. Может быть это хорошо для популяризации йоги?

- Я думаю это профанация йоги. В Индии на каждом углу можно встретить обманщиков в оранжевых одеждах, которые сидят, засунув ноги за голову. И за это шоу собирают деньги. Но это же не имеет никакого отношения к йоге. Для начала может быть полезно освоить трудные асаны. Но, к сожалению, здесь скрыта ловушка. Получая награду за асаны в виде медалей или денег, человек чувствует себя звездой. Его эго растет. И он получает результат противоположный йоге.

- Рейнхард, у вас столько татуировок… На животе - Шри-янтра, на спине – Богиня Мать с трезубцем в одной руке и черепом - в другой. Вы не боитесь, что Богиня Мать разгневается на такое изображение?

- Шри-янтра с центром на моем пупке существует уже много времени, и я ее очень люблю. Моему животу хорошо - и Богиня Мать меня тоже любит.

- Расскажите, пожалуйста, о своем опыте поднятия кундалини…

- Опыт есть, но подробности касаются только меня и моего Гуру. Тот, кто публично рассказывает о поднятии кундалини, как правило, находится в самом начале пути. И дальше перестает развиваться. А тот, кто действительно чего-то достиг, об этом не говорит. Могу сказать только то, что те первые ступени, которые я прошел, полностью совпадают с первоисточниками. Поэтому я вижу, что я на правильном пути и верю, что неустанно практикуя с поддержкой Гуру, буду верно двигаться дальше.

- Рейнахард, почему Вы начали заниматься йогой? Менялась ли ваша мотивация за 25 лет практики?

- Конечно, менялась, как и у всех. А начал я практиковать только ради здоровья. До йоги я вел совершенно дикий образ жизни. Ну, как у многих тогда - секс, наркотики, рок-н-ролл. К 27 годам я разрушил свое тело изрядно. И у меня был очень простой выбор. Или убить себя совсем или изменить стиль своей жизни в корне.

- В книге Андре Ван Лисбета «Пранаяма» есть рассказ о том, как Дхирендра Брахмачари приезжал в Москву учить русских космонавтов йоге. Он ходил зимой в легкой одежде, комментируя это тем, что у него есть внутреннее тепло. Какие техники он использовал для того, чтобы добиться этого и владеете ли Вы такими же качествами?

- Мой Гуруджи был реализованным мастером. Это совершенно точно. А как известно из писаний, тот кто достиг самадхи, достиг при этом состояния недвойственности. В том числе и стал равнодушен к таким крайностям, как тепло и холод. Я думаю, что он не зависел от условий окружающей среды, именно поэтому, а не потому что практиковал специально пранаяму. Во всяком случае, мне он таких техник не передавал. Я мерзну меньше, чем обычные люди, потому что в моей практике много мудр и бандх, высвобождающих тепло из солнечного сплетения. Но этого мало, я все же еще не идеально морозоустойчив.

- Вы много используете в практике асан выпячивание живота на задержке дыхания. Зачем?

- Это обратная сторона уддияна-бандхи. Называется тадаги-мудра. На задержке вдоха усилием мышц пресса живот выпячивается наружу. Энергия опускается в живот и концентрируется в области солнечного сплетения. Чередуя тадаги-мудру и уддияна-бандху, йоги эффективно разжигают пищеварительный огонь и выжигают с его помощью из тела все яды.

- Вы говорили на семинаре, что считаете необходимым для женщин практиковать перевернутые асаны во время месячных очищений. Это противоречит тем сведениям, которые имелись у нас до сих пор. Не может ли быть от этого вреда? Ведь в эти дни апана активно течет вниз и организм чистится. Что Вы скажете о бандхах? Можно ли практиковать в критические дни мула-бандху и уддияна-бандху?

- Конечно, можно и нужно. Вреда никакого нет. Как йог не должен терять свое семя, должен для духовных целей сохранять и накапливать оджас, так и женщина, практикуя йогу, не должна терять энергию, которая уходит наружу при месячных. Менструальная кровь – очень ценный родукт, и терять его – истинное преступление для практики. Что же касается апаны, так йога в том и состоит, чтобы поднять апану, опустить прану. И когда они встречаются, происходит ядерная реакция в тонком теле, которая пробуждает кундалини.

- Мы практикуем на занятиях достаточно простые асаны, в которых много бандх. Вы говорите – этого достаточно для накопления энергии и для пробуждения кундалини? Так есть ли смысл усложнять практику и делать трудные асаны?

- С одной стороны, если выполнять сложные асаны, о можно получить их специальные эффекты. Но, с дугой стороны не стоит этим увлекаться. Даже если вы выполняете сто разнообразных асан повышенной сложности, но ваша кундалини спит, то вы не приближаетесь к цели йоги, а отдаляетесь от нее. - Как вы научились делать кхечари-мудру? Брахмачари давал ли какие-нибудь указания?

- Да это особая история. Я, когда занимался еще по книгам самостоятельно - в Гхеранда Самхите написано об этой мудре, нашел подробности о том, как подрезают уздечку языка и начал делать, как было написано. Взял маленький ножичек у моей матери и приготовил рекомендуемую смесь из черной соли и прочих ингредиентов. Каждый день я подрезал тонкую перепонку под языком и присыпал порошком. Примерно четыре месяца. И вот как-то ночью мой Гуру пришел ко мне во сне и сказал, что уже достаточно.

- Я знаю, что не во всех школах йоги язык подрезают. Некоторые мои знакомые обошлись без этого.

- У разных людей разное строение языка. Есть лягушачий язык, есть коровий и другие. В зависимости от формы и прикрепления языка компетентный гуру дает разные способы освоения этой мудры. Не всем обязательно подрезать язык. Есть еще разные упражнения для каждого индивидуально. Так вот, когда я первый раз встретился в Дели со своим Учителем наяву, я очень хотел показать ему все свои достижения: асаны, пранаямы, но это все его не заинтересовало. Он лишь попросил показать ему, как я делаю кхечари. Мне кажется, все время моей практики и всю жизнь до нашей первой встречи он следил за мною и руководил мною. Я выполняю кхечари во всех упражнениях, которые делаю.

- Как же Вы считаете, что учитель руководил всей Вашей предыдущей жизнью, если Вы всю молодость курили гашиш?

- Но ведь если бы я не курил его, я может быть и не доехал до Индии. Ведь я не имел на это денег. Я поехал в Индию автостопом, так как я знал, что по пути в Авганистане, в Пакитстане, да и в самой Индии много очень хорошего гашиша.

- Практикуете ли Вы мантры, занимаясь с учениками и в своей личной практике?

- Я не люблю петь с группой. Считаю, что это получается не очень хорошо у меня. Но внутреннюю практику для себя я выполняю. Той мантры, что дал мне Гуру.

- Вы показали очень много упражнений на наших совместных занятиях, многих из них нет в книгах Дхирендры Брахмачари. Это уже ваши самостоятельные наработки?

- Нет, я ничего не придумывал. В книги вошло совсем не все, что знает мой Учитель. Я получил от него значительно больше. Он и сейчас продолжает меня учить.

- Как составить из этих упражнений комплекс лично для себя?

- Поскольку Вы не можете заниматься постоянно со мной, вам следует смотреть книги Дхирендры Брахмачари. Там описаны эффекты каждого упражнения. Зная свои проблемы, вы подберете техники по книге для себя.

- Следующий вопрос касается одной из ниям, ишварапранидханы. Вы делаете йогу для себя или ...? - Когда я занимался йогой вначале, я делал это только для себя. У меня была цель – изменить свою жизнь. Восстановить здоровье. Я был тогда очень слаб. Но со временем, я наработал такое количество энергии, что она перестала помещаться в пределы обычного человеческого. Я стал продолжать делать все то же, но посвящая достижения Богу. Бог находится везде, в том числе внутри каждого из нас.

- Какому именно Богу Вы посвящаете свою йогу? Я вижу, Вы так любите Шакти, может быть вы представляете внутри себя Кали?

- В начале своего пути я очень боялся Кали. Я считал, что она разрушительница. Я думал, что Шива опасен, но Кали еще опаснее. Я с доверием относился к Вишну. Он казался мне таким дружелюбным и мирным. В моем представлении он должен быть в белых одеждах, как мой Гуру. Я стал одеваться во все белое. Даже мои ботинки были белыми. Но я устал стирать свои вещи. Они так быстро пачкались. В общем, я решил, что с белым что-то не так. Тогда я понял , что белое – это не для меня. Затем я пытался понять Буддизм и ходил во всем желтом, даже ботинки и трусы носил желтые. Мои друзья решили, что я окончательно свихнулся. Потом я подружился с Шивой. Мы даже как-то сделали с другом Шива-пуджу. Обмазались с пеплом с головы до ног, даже шивалингам у нас был. И мы пили пан (напиток на основе гашиша с молокам). В тот период я даже вернулся на некоторое время к курению марихуаны. Ведь Шива ее очень любит. Но это продолжалось недолго. В конце-концов я понял, что меня больше всего устраивает идея единства Шивы и Шакти. В связи с этим в моем окружении, да и в одежде давно преобладают красный и черный цвета.

- Существует мнение, что новичкам в йоге не следует давать задержки дыхания. А если не все в порядке со здоровьем, особенно с сердцем, то это может быть даже опасно. На Ваших занятиях в упражнениях сукшма-вьяямы достаточно много задержек. У людей на первом этапе может кружиться голова. И мы даже наблюдали случаи, когда люди падали. Не опасно ли это?

- В начале каждого дня семинара я предупреждаю, что вы должны внимательно следить за своим самочувствием, и дозировать нагрузку и длину задержек. Это научит Вас контролю над собой и своей физиологией. Но люди часто бывают жадными. Они стремятся делать сильнее, дольше во чтобы-то ни было. Такие люди и падают. Травм от этого не бывает. Просто они учатся таким путем. Это особенность некоторых людей. Когда я начал преподавать и такое падение случилось впервые, я был в шоке и очень испугался. Но ничего страшного не было. Упавшая женщина очнулась, она оглядывалась, улыбалась и не понимала, где она находится. Она благополучно продолжает заниматься и очень любит йогу.


назад

на страницу новостей